недобрый христианин
Не знаю, с какой радости меня вштырило забить в родимый яндекс поиск по "Манвэ". Ладно, что при наборе слова вспомогательным словосочетанием вылетело "манвэ слэш", Остапа уже понесло и я отсмотрел все 70 с хреном страниц. Вследствии чего и выкристаллизовалась некая концепция восприятия трудящимися массами данного персонажа, коей и делюсь тут:
О Манвэ несчастном...
Навеяно отсмотром семидесяти с лишним страниц в Яндексе по запросу «Манвэ».
Не могу не отметить, что Манвэ в русскоязычном фэндоме уделяется не так уж много внимания, а если оно и возникает, то в подавляющем большинстве случаев ничего хорошего для данного персонажа не сулит. Исключения только подтверждают правило, а правило таково: читать дальше
P.S. Дорисовано еще несколько "валинорских приколов", сегодня, наверное, посканю и поделюсь
апд. *по следам дискуссии, т.е. "кажется, я кое-что забыл..."*
Стоит также отметить, что в восприятии фэндомом Манвэ сложившийся стереотип настолько "тверд и незыблем"(с), что даже такая романтичная профессия, как поэт и музыкант, а также такая романтичная же стихия, как воздух/ветер этот стереотип не расшатывают нисколько. Т.е. если даже какой владыка и музицирует/пишет там себе, то это так, хобби, поди, и на личность монарха отпечатка не накладывает. С ветром же еще забавнее, обычно стереотипная фэндом-реакция дальше шуточек про сквозняки и ветры (увы, даже не солнечные) образ не развивает, более того, та же ЧКА пошла еще дальше (и фэндом следом) - данная вольная и многообразная стихия плавно перекочевала под черное крылышко Мелькора. "Крылатый Вала"(с), "Повелитель весенних ветров"(с), "в царстве юных ветров, над которыми Манвэ не властен..."(с) (т.е. даже так). Естественно, где революция, там и вольные ветра, и как это такая распрекрасная стихия досталась официальному лидеру? В стереотип не укладывается, значит - забыть и заменить. Тем более, раз владыка не демонстрирует взбалмошнность и фатальность и не норовит под горячуюю руку что-то разнести-разметать по бревнышку, то какой же это Повелитель Ветров?
Воистину, фанон - занятная штука.
PS: Еще одна важная поправка: в данном эссе идет речь о фаноне и о стереотипах восприятия. Т.е. текст фэндомцами вполне читан, даже неоднократно, но вчитывается (или, скажем, выносится из текста) совершенно определенное восприятие.
О Манвэ несчастном...
Навеяно отсмотром семидесяти с лишним страниц в Яндексе по запросу «Манвэ».
Не могу не отметить, что Манвэ в русскоязычном фэндоме уделяется не так уж много внимания, а если оно и возникает, то в подавляющем большинстве случаев ничего хорошего для данного персонажа не сулит. Исключения только подтверждают правило, а правило таково: читать дальше
P.S. Дорисовано еще несколько "валинорских приколов", сегодня, наверное, посканю и поделюсь

апд. *по следам дискуссии, т.е. "кажется, я кое-что забыл..."*
Стоит также отметить, что в восприятии фэндомом Манвэ сложившийся стереотип настолько "тверд и незыблем"(с), что даже такая романтичная профессия, как поэт и музыкант, а также такая романтичная же стихия, как воздух/ветер этот стереотип не расшатывают нисколько. Т.е. если даже какой владыка и музицирует/пишет там себе, то это так, хобби, поди, и на личность монарха отпечатка не накладывает. С ветром же еще забавнее, обычно стереотипная фэндом-реакция дальше шуточек про сквозняки и ветры (увы, даже не солнечные) образ не развивает, более того, та же ЧКА пошла еще дальше (и фэндом следом) - данная вольная и многообразная стихия плавно перекочевала под черное крылышко Мелькора. "Крылатый Вала"(с), "Повелитель весенних ветров"(с), "в царстве юных ветров, над которыми Манвэ не властен..."(с) (т.е. даже так). Естественно, где революция, там и вольные ветра, и как это такая распрекрасная стихия досталась официальному лидеру? В стереотип не укладывается, значит - забыть и заменить. Тем более, раз владыка не демонстрирует взбалмошнность и фатальность и не норовит под горячуюю руку что-то разнести-разметать по бревнышку, то какой же это Повелитель Ветров?
Воистину, фанон - занятная штука.
PS: Еще одна важная поправка: в данном эссе идет речь о фаноне и о стереотипах восприятия. Т.е. текст фэндомцами вполне читан, даже неоднократно, но вчитывается (или, скажем, выносится из текста) совершенно определенное восприятие.
А что за рассказ? Статью как раз недавно перечитывала (хотя не помню, в каком контексте там упом. именно Манве)
Русский эпос. Ну да, вот если персонаж вляпается... (См. "Слово о полку Игореве"). Тут герой, хотя бы вкупе с порицанием, может рассчитывать.
Плюс к тому, по-моему, у нас понятное дело, что в советские времена царей особо не пропагандировали, но уж если кого начинали... то все равно фигня получалась. Ибо официоз: положительный правильтель - "государственник", хорош ровно тем, что действует на пользу государства (И, как показал просмотр фильмя "Ярослав Мудрый", даже там, где герой и правда действовал на его благо, хвалили его либо не за то, либо по-дурацки и ухитрялись этот сюжет проесть;-(
Плюс да, вечное восхваление оппозиции/еретиков/повстанцев...
См. еще интерпретацию мифов - "советскую античность" ("Сказания о титанах" Голосовкера - и мультики, мультики!
Посему Арагорн вызывает у многих сочувствие (пока на трон не сел), Финвэ – (из-за своей трагической гибели), равно как и Финрод, и Финголфин (тоже короли и тоже трагически погибшие).
По-моему, герою еще может помочь наличие несчастной/трагической/романтической любви. См. сложную семейную жизнь Финве - и коллизию Финрода и Амариэ. При этом, кажется, идея оставшейся на том берегу супруги не вызывает столь массового сочувствия? (И даже вызывает недовольство оной супругой - а что это она С НИМ не пошла?) (Правда, еще есть Тургон и Эленве...)
Ведь и Финголфин, и, например, Ородрет особой любовью читателей не пользуются, да и в первоисточнике значительно уступают талантами прославленным старшим братьям.
Зато уж если кто ими интересуется, так уже осмысленно... Осознала, кстати, одного человека, который интересуется именно этими двумя.
Кстати, интересно, что на феаноринов закономерность, похоже, не действует. Или у них младшие начинаются откуда-то с Карантира - как мне кажется, в раннефэндомские времена Маглор был популярен даже поболее Маэдроса...
Словом, у меня есть мысль, что фэндом чаще западает на Героя Трагического. Поэтому, кстати, редко проникаются Туором - несмотря на сложную биографию, у него вроде "все хорошо". (И поэтому (?) в Третьей ЧКА из него Героя Трагического таки делают...)
А ведь можно, наверное, можно написать трагического Манве. Потому что Король Арды - и посмотреть, что в этой Арде происходит, и что хотелось сделать, и что получилось... Только кто ж напишет?!
Воистину, фанон - занятная штука.
О ДА... По многим пунктам.
Русский эпос. Ну да, вот если персонаж вляпается... (См. "Слово о полку Игореве"). Тут герой, хотя бы вкупе с порицанием, может рассчитывать.
Плюс к тому, по-моему, у нас понятное дело, что в советские времена царей особо не пропагандировали, но уж если кого начинали... то все равно фигня получалась. Ибо официоз: положительный правильтель - "государственник", хорош ровно тем, что действует на пользу государства (И, как показал просмотр фильмя "Ярослав Мудрый", даже там, где герой и правда действовал на его благо, хвалили его либо не за то, либо по-дурацки и ухитрялись этот сюжет проесть;-(
Плюс да, вечное восхваление оппозиции/еретиков/повстанцев...
См. еще интерпретацию мифов - "советскую античность" ("Сказания о титанах" Голосовкера - и мультики, мультики!
Ну так если вляпается...
А еретиков восхваляли все 70 лет, и это не считая романтической традиции. Я честно не стала поминать также "Овода" (хотя гы, одна из моих читательниц провела параллель Манвэ-Монтанелли
Про Голосовкера я вообще молчу, это апофеоз, причем Элхэ мне клялась, что не читала... Может, это читала Иллет? Короче, "официальная власть правой быть не может, и ничего человеческого в ней нет", а "государство - аппарат насилия и принуждения"(с). Усе.
По-моему, герою еще может помочь наличие несчастной/трагической/романтической любви. См. сложную семейную жизнь Финве - и коллизию Финрода и Амариэ. При этом, кажется, идея оставшейся на том берегу супруги не вызывает столь массового сочувствия? (И даже вызывает недовольство оной супругой - а что это она С НИМ не пошла?) (Правда, еще есть Тургон и Эленве...)
Ясное дело
Зато уж если кто ими интересуется, так уже осмысленно... Осознала, кстати, одного человека, который интересуется именно этими двумя.
Кстати, интересно, что на феаноринов закономерность, похоже, не действует. Или у них младшие начинаются откуда-то с Карантира - как мне кажется, в раннефэндомские времена Маглор был популярен даже поболее Маэдроса...
Это кто?
С феанаорини вообще занятно, ощущение, что каждый феанорини-любитель находит в ком-то из братьев что-то свое. И ведь да, раньше Маглор был популярнее... Вот интересно, что с Маэдросом момент ответственности за семейство очень даже понимание находит. То ли дело в стардании, то и в умильной тяге к семье вот таких вот "сиротинушек"... Но тогда почему на того же Манвэ эта модель не экстраполируется?
Словом, у меня есть мысль, что фэндом чаще западает на Героя Трагического. Поэтому, кстати, редко проникаются Туором - несмотря на сложную биографию, у него вроде "все хорошо". (И поэтому (?) в Третьей ЧКА из него Героя Трагического таки делают...)
А ведь можно, наверное, можно написать трагического Манве. Потому что Король Арды - и посмотреть, что в этой Арде происходит, и что хотелось сделать, и что получилось... Только кто ж напишет?!
Вот и у меня такая мысля уже лет как "н" кристаллизуется
А фанон доставляет и умиляет.
*все вспоминаю твою лекцию на Блинкоме-05 насчет коллективного-бессознательного
Мда... а когда осознаёшь, что да, был этот "переезд", и неслабый - кажется, что оно выводится обычной формальной логикой, в общем-то
Но это уже задним числом у меня было
Так что еще раз респект тибе за Манвэ
Извините, а что это за лекция? Если она имеет отношение к фендому, то можо ли её где-нибудь почитать, а?
Цыц, Йаванна.. Я не хвор!..
Отойдем-ка за бугор!..
Расшугай ежей и белок,
Есть сурьезный разговор.
Вала Мелькор есть - так он
Песню спутал нам г(...)н!
Вот и вышло мне заданье
Нанести ему урон!
Тем не менее, читать тебя всегда интересно. И тенденции насчет "русского эпоса" у тебя хорошо разобраны. В свое маленькое самооправдание, скажу, что мною-то двигали ну совсем иные причины... образы "доброго или наоборот царя" в моем случае не при чем...
ЗЫ: что такое ТРЕТЬЯ ЧКА?! Я вроде только о двух слышал... и то, "Великую Игру" так и не осилил...
Elendil "Великая игра" - это не 2-я ЧКА, а прода ЧКА от Иллет, а 3-я ЧКА - свежая, новая редакция Ниэнны.
gallardo.narod.ru/tolkien/gluk.html
Глюки там в основном выгуливаются про Дориат и Гавани Сириона...
Elendil , вышла, сама по себе в двух книгах (обе - ниенновские), мало того, некое время назад е даже можно было заказать по почте в издательстве!
Так что "столп" только один, и там повторено многое из второй (но для вас и она, как я понимаю, окажется новостью) - и добавлено немало текстов, которых раньше вовсе не было, что интересно - по "светлой" стороне": Феанору, Эолу, Турину, Гаваням Сириона, немало дописано по феанорингам...
Я по этим добавлениям породила статью на 40 страниц с кучей цитат, вывешивать ее пока боюсь, только кидаюсь по почте в желающих
добавлю пример насчет новой _авторской_ редакции: "Граница бури" - тоже не просто перепечатка ТЗ и НП под одной обложкой
Р-р-р!!!!
Картинки когда будут ?
Мррр тебе еще раз, бо приятно, когда понимают.
Jenious ,
Elendil , да напиши, не вопрос
Насчет мнения о моих ораторских способностях - пасиб
Про ЧКА уже тут ответили
kemenkiri , а вот статью твою про ЧКА-3 оченно хочу, можно хучь на мыло и мне ее получить?
Уилхуф Таркин , картинки ужо посканены, и вот думаю - то ли новый пост постить, то ли сюдой их кидать...
и лориэнскую веревку
- и то, что на У-мыло обещалось, тоже отправляй, изучим!Всё равно куда - ты главное выложи
не западло, что "стратегический противник" выводится в фаноне как невнятное чмо
Ну против такого великого стратега как Мелькор и невнятное чмо прокатит. Ибо канонический трус с манией величия, а ЧКашный какой то обкуриный хипи - витающий где то в параллельной реальности.
Если уж так говорить, мне не по душе и то, что Мелькора выводят, как ты говоришь, как "бунтаря", как "революционера", как "символ свободы"... или тем более как "обкуренного эмо-хиппи"...
Если уж так говорить, мне не по душе и то, что Мелькора выводят, как ты говоришь, как "бунтаря", как "революционера", как "символ свободы"... или тем более как "обкуренного эмо-хиппи"...
А как надо, если не секрет?
К слову, каноничная трактовка Мелькора как "труса с манией величия", мне тоже почему-то не нравится. Это скучно и не интересно. Определенно, он должен быть плохишом и гадом, но должно быть в нём истинное величие и какая-нибудь изюминка... правда, чтобы придумать её самому, фантазии пока что не хватает.
Насчет прокатит - а есть в этом что-то
Elendil , "невнятное чмо" - это нечто, с важным и пафосным видом сидящее на троне, с трудом принимающее хоть какое-то решения и боящееся даже нолдор
Твое мнение насчет Манвэ вполне имеет право на существование, более того, меня оно устраивает даже больше, чем "трус, подлиза и подкаблучник"
Шнайзель , канон - это канон, у автора всегда есть своя позиция, но, говоря о Толкиене... Канон оставил немало места для интерпретаций и додумываний, иначе мы не наблюдали бы такого обширного явления, как толкиеновский фэндом. Вот и видим всякие вариации на тему того же Мелькора, но не о нем сейчас речь
Шнайзель, "как надо"... не думаю, что вам бы понравилось, начни я рассуждать именно в ТАКОМ духе.
противостояние Мелькора и Манве - это противостояние сильных личностей, противоборство двух знающих, что они делают, ВОЖДЕЙ... а не трусов, подкаблучников, плакс или эмо
Уж всяко более достойная трактовка, чем многие/некоторые другие.
И, ИМХО, как раз _настоящие_ вожди порой скорее способны на каком-то этапе договориться. Если это скорее, чем война, приведет к благу их народов.
Хм, я конечно понимаю, что у разных людей могут быть диаметрально противоположные взгляды на один и тот же предмет, но всё же... Что этот несчастный Король Мира делал такого негодяйского, кого он тиранил, когда и как интриговал? Если мы конечно об одном Толкине говорим.
Шнайзель К слову, каноничная трактовка Мелькора как "труса с манией величия", мне тоже почему-то не нравится.
Толкин нигде (я имею в виду, в сопутствующих текстах, таких как Лосты, эссе, письма) не называет Мелькора трусом, кстати. Хотя насчёт мании величия - очень похоже на неё
Толкин нигде (я имею в виду, в сопутствующих текстах, таких как Лосты, эссе, письма) не называет Мелькора трусом, кстати.
Вот цитата из Сильмариона :
В последний раз в этих войнах перешагнул он порог своей твердыни, и говорят, принял вызов не по своей воле; ибо, хоть и был он могущественнее всех в этом мире, ему, единственному из валаров, ведом был страх. Но не мог он отказаться от вызова в присутствии своих военачальников, ибо громогласное пение рога Финголфина сотрясало горы, и звук его, чистый и ясный, проник в глубины Ангбанда; и Финголфин назвал Моргота трусом и повелителем рабов. Потому и вышел Моргот, покинув нехотя свой подземный трон, и звук его шагов был подобен грому, доносившемуся из недр земных.
Ну не блещет здесь храбростью Мелькор, а как бы наоборот.
"В наступившей тьме Мелькором овладели страх и смятение. Над разъяренными морскими волнами могучим ветром звучал голос Манвэ, дрожала земля под гневными шагами Тулкаса. Но Враг успел укрыться за стенами Утумно и затаился там."
Сильмариллион, глава 1.
Nezumi-san
(я имею в виду, в сопутствующих текстах, таких как Лосты, эссе, письма)
А Сильмариллион вы не считаете за первоисточник?
"В наступившей тьме Мелькором овладели страх и смятение. Над разъяренными морскими волнами могучим ветром звучал голос Манвэ, дрожала земля под гневными шагами Тулкаса. Но Враг успел укрыться за стенами Утумно и затаился там."
Испытывать страх =/= быть трусом. В этом эпизоде ему, похоже, действительно было чего испугаться. Хоть он и был самым-самым, вместе остальные Валар могли бы и скрутить его (да и скрутили).
В последний раз в этих войнах перешагнул он порог своей твердыни, и говорят, принял вызов не по своей воле; ибо, хоть и был он могущественнее всех в этом мире, ему, единственному из валаров, ведом был страх. Но не мог он отказаться от вызова в присутствии своих военачальников, ибо громогласное пение рога Финголфина сотрясало горы, и звук его, чистый и ясный, проник в глубины Ангбанда; и Финголфин назвал Моргота трусом и повелителем рабов. Потому и вышел Моргот, покинув нехотя свой подземный трон, и звук его шагов был подобен грому, доносившемуся из недр земных.
Ага, тут он действительно сплоховал. Но если сделать скидку на то, что это уже побитый жизнью, задолбавшийся Моргот, то.. один раз не водолаз, как говорится.
Как мы видим избытком храбрости Мелькор не страдает.
Ладно сбежал от Тулкаса и Манвэ, но что бы вала убоялся эльфа?
Или вот ещё цитатка :
Моргот же ненавидел новые светила и был какое-то время смущен этим внезапным ударом валаров. Потому он напал на Тилиона, наслав на него духов тьмы, и они бились в Ильмэне, под путями звезд; но Тилион победил. Ариэн же Моргот боялся великим страхом, но не рисковал приближаться к ней, так как силы его истощились; ибо злоба его возрастала, и он изрыгал лихо, порождая ложь и лиходейских тварей — и мощь его переходила в них и рассеялась, а он сам делался все более прикованным к земле и не желал покидать своих темных твердынь. Мглою укрыл он себя и своих прислужников от Ариэн, чьего взгляда не мог вынести, и края близ его обиталища окутывали туманы и тучи.
Так что мы видим страх Мелькора который на минуточку не хрен с бугра, вала, перед майа и эльфом.