05.09.2009 в 01:10
Пишет hound:О природе графики...))
Наверное, это опять плач Ярославны у худого корыта, ну да ладно. Считайте, что это почти статья в подарок широкой общественности. Но в целом, это "путевые заметки" по мотивам наблюдения окружающей реальности...
многабукаф Сначала несколько безотносительных заявлений вообще.
Я не буду здесь говорить о природе творчества, о художественном методе и прочем метафизическом. Просто некоторые сведения о предмете.
О материалах и технических приемах тоже не буду – это кухня, а речь идет о готовом продукте.
Однако, все же оговорюсь сразу и навсегда – искусство это ремесло, подразумевающее наличие определенных способностей, в т.ч. специального устройства мозга и профессиональную компетентность. Все сказки о творчестве как профессиональном раздолбайстве со спорадическими озарениями – это бред порожденный кризисом искусства и мозгов, где-то на границе XIX –XX вв. А до того (еще в Средневековье) – любое ремесло полагалось творчеством, потому как представлялось повторением акта Творения, и потому относились к нему серьезно. Подробности – у Бонавентуры, Мирандолы и многих других. Попытки прикрывать свою лень словами «творчество», «вдохновение», «озарение», «просветление» и пресловутым «я так вижу» в расчет не принимаются. От слова совсем.
Теперь собственно о предмете. Графика – это отдельный вид изобразительного искусства. При всем многообразии средств употребляемых графикой, существует одно определяющее обстоятельство – включение поверхности основы (листа, холста, свитка и т.д.) в ткань, язык, текст, смысл изображения. Иллюзия реальности (или псевдореальности), которая подразумевается в живописи – в графике отсутствует. Этим своим свойством графика вынуждает зрителя использовать абстрактное мышление и включать воображение. Она не дает пассивно съесть картину, как зачастую случается с живописью, а заставляет на уровне бессознательного, достраивать и воссоздавать изображенный в графике объект. При этом вариантов воссоздаваемой реальности может быть бесконечное число – и это также особое свойство графики.
Живопись такой свободы зрителю не дает. На всем пути своего становления, живопись стремилась создать иллюзию трехмерной реальности в двухмерной плоскости картины. Достоверной копии окружающего мира, позже – убедительное представление мира воображаемого. Все технические приемы были направлены именно на это – передача формы, объема, цвета, фактуры, пространства, атмосферы – все стремилось убедить зрителя, что то, что он видит - настоящая «всамделишная» реальность. Ага. И птицы слетались клевать яблоки написанные Апеллесом. Золотая мечта каждого живописца. Но в результате мы получаем готовый продукт с четко прописанными параметрами – формой, цветом, светом и т.д. Нам уже все разжевали.
Графика это другое. Как самостоятельный «вид изобразительного искусства» она выделилась достаточно поздно – где-то в XVI –XVII вв. До этого в обиходе художника (мы не будем сейчас говорить, что с графики, по сути, началось изобразительное искусство вообще, да и культурная история человечества в целом) работа углем, пером, сангиной и пр. носила вспомогательный характер. Эти быстрые, легкие в работе материалы позволяли зафиксировать мысль, ракурс, интересный светотеневой эффект. Этими же материалами пользовались при поиске композиционного решения, при натурных штудиях. Эта работа (несомненно, подразумевавшая направленность на конечный результат в виде живописного полотна) имела в значительной степени аналитический характер. Посредством графики художник думал, решал задачи, выражал эмоции – фиксируя максимум содержания посредством минимума технических и изобразительных средств.
Со временем такие зарисовки стали восприниматься как самостоятельные произведения, как еще одна сторона личности художника, отражение тайны его гения (в первую очередь начали коллекционировать рисунки великих мастеров). Но как бы то ни было, графические изображения постепенно начинают ценить сами по себе.
Известно, что Микеланджело делал тематические рисунки в подарок друзьям, так же как в подарок друзьям писал сонеты. Эти работы не были подготовительными штудиями – это были именно самостоятельные произведения. При этом рисунок становится неким объектом, бытующим в кругу частной жизни. С XVI в. во Франции становится удивительно популярен графический портрет. Он не заменяет парадный живописный, но он распространяется в дружеском, семейном кругу вне официальных, статусных ритуалов. Для себя, для частного домашнего пользования, для души, в конце концов.
Печатный станок в том же XVI в веке породил и другую графику – печатную, тиражную, рассчитанную на любого, кто заплатит за достаточно дешевую печатную гравюру. Гравировальные техники множились, что-то становилось массовым, что-то уникальным. Это отдельная сказка, требующая отдельного времени…
Видов графики развившихся со времени позднего Ренессанса до наших дней – бесчисленное множество. Многие из них уже вымерли по ненадобности. Многие сохраняются. Упрощенно можно представить это так:
ГРАФИКА, СОХРАНЯЮЩАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
• эскиз
• набросок
• учебный (академический) рисунок
Эта графика является инструментом работы и средством обучения художника. Умение нарисовать гипсовую голову (или живую) – есть сугубо технический навык, к творчеству отношения не имеющий никакого.
ГРАФИКА ПРИКЛАДНАЯ
1. Графика научная – в настоящее время сохраняется, кажется, только в археологии - да и там уже в большей степени заменена фотофиксацией. Начала активно развиваться в XVIII веке, в связи с бурным развитием естественных наук, многочисленными географическими экспедициями. Художники отправлялись в кругосветные путешествия и фиксировали все увиденное, от пейзажей, до неизвестных народов.
2. Графика «просветительская» и репродукционная – появляется в конце XVII – начале XVIII вв. Хогарт переводит свои произведения в печатную гравюру и продает репродукции. Издаются альбомы с графическими изображениями шедевров живописи, античных древностей и т.п. – это искусство тоже вымерло, ввиду развития иных технических средств.
3. Графика агитационная – появилась вместе с печатным станком и активно наполняла всевозможные пропагандистские листки времен Реформации, Тридцатилетней войны и так далее вплоть даже до настоящего времени. (Дизайн и реклама конечно плакат практически выжили, но он, похоже, еще дышит). Когда появились газеты – появилась графика и там. То, что в XVI в. помещалось в одну картинку, в газетах поделилось аки амеба на два вида – репортерскую зарисовку и карикатуру. Иногда, по старой памяти они сливались в одно. До нашего времени дожила только карикатура. Фотоснимок внутренний кретинизм не отражает.
Это те виды графики, которые, несмотря на использование художественных средств и таланты авторов, имеют отчетливый прикладной или учебный характер. Потому к художественным произведениям такие работы, по большому счету, не относятся. Они более художественны, чем фотография, но не более того. Художественность их целью не является.
ТЕПЕРЬ СОБСТВЕННО О ХУДОЖЕСТВЕННОМ.
Графика в изобразительном искусстве занимает, примерно, то же место, что и лирика в литературе. Она отражение отношения автора к изображаемому объекту – не его представлений об объекте, а именно отношение.
Графика ограничена в средствах и виртуозна в техниках – тремя штрихами и одним пятном передает больше содержания, чем иная весьма подробная живописная картина.
Она подвижна и изменчива – штрих и пятно могут быть любыми, они перетекают как вода, играют как солнце в речке, исчезают как луна в облаках.
Она двулика – она рассказывает об окружающем мире, но не имитирует его. Она недостоверна, но при этом необычайно убедительна.
Она двулична – прикидываясь плоским декоративным украшением, она может объяснять метафизические истины.
Она всеядна – может быть крайне реалистична и максимально стилизована – ей это не мешает.
Она обманчива – при всей видимой простоте и доступности – бумага и карандаш, линия и пятно – она чрезвычайно сложна. Ведь там, где прозаик напишет целую главу – поэт должен найти единственное слово. Так и график должен одной линией передать и форму, и пространство и смысл и даже больше…
Это конечно все ИМХО, но это мое профессиональное ИМХО как художника и искусствоведа.
Так что не путайте ученический рисунок с художественным произведением. Это две большие разницы.
URL записиНаверное, это опять плач Ярославны у худого корыта, ну да ладно. Считайте, что это почти статья в подарок широкой общественности. Но в целом, это "путевые заметки" по мотивам наблюдения окружающей реальности...
многабукаф Сначала несколько безотносительных заявлений вообще.
Я не буду здесь говорить о природе творчества, о художественном методе и прочем метафизическом. Просто некоторые сведения о предмете.
О материалах и технических приемах тоже не буду – это кухня, а речь идет о готовом продукте.
Однако, все же оговорюсь сразу и навсегда – искусство это ремесло, подразумевающее наличие определенных способностей, в т.ч. специального устройства мозга и профессиональную компетентность. Все сказки о творчестве как профессиональном раздолбайстве со спорадическими озарениями – это бред порожденный кризисом искусства и мозгов, где-то на границе XIX –XX вв. А до того (еще в Средневековье) – любое ремесло полагалось творчеством, потому как представлялось повторением акта Творения, и потому относились к нему серьезно. Подробности – у Бонавентуры, Мирандолы и многих других. Попытки прикрывать свою лень словами «творчество», «вдохновение», «озарение», «просветление» и пресловутым «я так вижу» в расчет не принимаются. От слова совсем.
Теперь собственно о предмете. Графика – это отдельный вид изобразительного искусства. При всем многообразии средств употребляемых графикой, существует одно определяющее обстоятельство – включение поверхности основы (листа, холста, свитка и т.д.) в ткань, язык, текст, смысл изображения. Иллюзия реальности (или псевдореальности), которая подразумевается в живописи – в графике отсутствует. Этим своим свойством графика вынуждает зрителя использовать абстрактное мышление и включать воображение. Она не дает пассивно съесть картину, как зачастую случается с живописью, а заставляет на уровне бессознательного, достраивать и воссоздавать изображенный в графике объект. При этом вариантов воссоздаваемой реальности может быть бесконечное число – и это также особое свойство графики.
Живопись такой свободы зрителю не дает. На всем пути своего становления, живопись стремилась создать иллюзию трехмерной реальности в двухмерной плоскости картины. Достоверной копии окружающего мира, позже – убедительное представление мира воображаемого. Все технические приемы были направлены именно на это – передача формы, объема, цвета, фактуры, пространства, атмосферы – все стремилось убедить зрителя, что то, что он видит - настоящая «всамделишная» реальность. Ага. И птицы слетались клевать яблоки написанные Апеллесом. Золотая мечта каждого живописца. Но в результате мы получаем готовый продукт с четко прописанными параметрами – формой, цветом, светом и т.д. Нам уже все разжевали.
Графика это другое. Как самостоятельный «вид изобразительного искусства» она выделилась достаточно поздно – где-то в XVI –XVII вв. До этого в обиходе художника (мы не будем сейчас говорить, что с графики, по сути, началось изобразительное искусство вообще, да и культурная история человечества в целом) работа углем, пером, сангиной и пр. носила вспомогательный характер. Эти быстрые, легкие в работе материалы позволяли зафиксировать мысль, ракурс, интересный светотеневой эффект. Этими же материалами пользовались при поиске композиционного решения, при натурных штудиях. Эта работа (несомненно, подразумевавшая направленность на конечный результат в виде живописного полотна) имела в значительной степени аналитический характер. Посредством графики художник думал, решал задачи, выражал эмоции – фиксируя максимум содержания посредством минимума технических и изобразительных средств.
Со временем такие зарисовки стали восприниматься как самостоятельные произведения, как еще одна сторона личности художника, отражение тайны его гения (в первую очередь начали коллекционировать рисунки великих мастеров). Но как бы то ни было, графические изображения постепенно начинают ценить сами по себе.
Известно, что Микеланджело делал тематические рисунки в подарок друзьям, так же как в подарок друзьям писал сонеты. Эти работы не были подготовительными штудиями – это были именно самостоятельные произведения. При этом рисунок становится неким объектом, бытующим в кругу частной жизни. С XVI в. во Франции становится удивительно популярен графический портрет. Он не заменяет парадный живописный, но он распространяется в дружеском, семейном кругу вне официальных, статусных ритуалов. Для себя, для частного домашнего пользования, для души, в конце концов.
Печатный станок в том же XVI в веке породил и другую графику – печатную, тиражную, рассчитанную на любого, кто заплатит за достаточно дешевую печатную гравюру. Гравировальные техники множились, что-то становилось массовым, что-то уникальным. Это отдельная сказка, требующая отдельного времени…
Видов графики развившихся со времени позднего Ренессанса до наших дней – бесчисленное множество. Многие из них уже вымерли по ненадобности. Многие сохраняются. Упрощенно можно представить это так:
ГРАФИКА, СОХРАНЯЮЩАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
• эскиз
• набросок
• учебный (академический) рисунок
Эта графика является инструментом работы и средством обучения художника. Умение нарисовать гипсовую голову (или живую) – есть сугубо технический навык, к творчеству отношения не имеющий никакого.
ГРАФИКА ПРИКЛАДНАЯ
1. Графика научная – в настоящее время сохраняется, кажется, только в археологии - да и там уже в большей степени заменена фотофиксацией. Начала активно развиваться в XVIII веке, в связи с бурным развитием естественных наук, многочисленными географическими экспедициями. Художники отправлялись в кругосветные путешествия и фиксировали все увиденное, от пейзажей, до неизвестных народов.
2. Графика «просветительская» и репродукционная – появляется в конце XVII – начале XVIII вв. Хогарт переводит свои произведения в печатную гравюру и продает репродукции. Издаются альбомы с графическими изображениями шедевров живописи, античных древностей и т.п. – это искусство тоже вымерло, ввиду развития иных технических средств.
3. Графика агитационная – появилась вместе с печатным станком и активно наполняла всевозможные пропагандистские листки времен Реформации, Тридцатилетней войны и так далее вплоть даже до настоящего времени. (Дизайн и реклама конечно плакат практически выжили, но он, похоже, еще дышит). Когда появились газеты – появилась графика и там. То, что в XVI в. помещалось в одну картинку, в газетах поделилось аки амеба на два вида – репортерскую зарисовку и карикатуру. Иногда, по старой памяти они сливались в одно. До нашего времени дожила только карикатура. Фотоснимок внутренний кретинизм не отражает.
Это те виды графики, которые, несмотря на использование художественных средств и таланты авторов, имеют отчетливый прикладной или учебный характер. Потому к художественным произведениям такие работы, по большому счету, не относятся. Они более художественны, чем фотография, но не более того. Художественность их целью не является.
ТЕПЕРЬ СОБСТВЕННО О ХУДОЖЕСТВЕННОМ.
Графика в изобразительном искусстве занимает, примерно, то же место, что и лирика в литературе. Она отражение отношения автора к изображаемому объекту – не его представлений об объекте, а именно отношение.
Графика ограничена в средствах и виртуозна в техниках – тремя штрихами и одним пятном передает больше содержания, чем иная весьма подробная живописная картина.
Она подвижна и изменчива – штрих и пятно могут быть любыми, они перетекают как вода, играют как солнце в речке, исчезают как луна в облаках.
Она двулика – она рассказывает об окружающем мире, но не имитирует его. Она недостоверна, но при этом необычайно убедительна.
Она двулична – прикидываясь плоским декоративным украшением, она может объяснять метафизические истины.
Она всеядна – может быть крайне реалистична и максимально стилизована – ей это не мешает.
Она обманчива – при всей видимой простоте и доступности – бумага и карандаш, линия и пятно – она чрезвычайно сложна. Ведь там, где прозаик напишет целую главу – поэт должен найти единственное слово. Так и график должен одной линией передать и форму, и пространство и смысл и даже больше…
Это конечно все ИМХО, но это мое профессиональное ИМХО как художника и искусствоведа.
Так что не путайте ученический рисунок с художественным произведением. Это две большие разницы.
Хаунд, спасиб!